Доктор юридических наук, профессор
Молдабаев Саркытбек Сарсембаевич
Введение
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, выступая с посланием народу от 16 марта 2022 года, заявил о переходе Казахстана к системе местного самоуправления. В своем выступлении отметил, что «сильная система местного самоуправления – это базовая основа для прямого участия граждан в улучшении качества жизни в своем родном населенном пункте. Без сомнений, казахстанцы уже давно готовы брать ответственность за свои города, районы и села. Не следует недооценивать людей и бояться передавать им полномочия, которые они в состоянии взять на себя»
В этой связи, с выездом в Узбекистан, были изучены опыт местного самоуправления, издревле называемое «Махалля», где люди живут как одна семья-это государство в государстве. В новом Узбекистане, махалля заиграла новыми возможностями, где ни один человек и ни одна семья не остается без внимания махалли и без заботы государства. Такое внимание и заботы, нет даже в развитых странах мира.
Что такое местное самоуправление?
Местное самоуправление представляет собой деятельность местного сообщества, то есть местных жителей во главе им избранными руководителем по управлению делами местного масштаба. Например, жители аула, являясь местным сообществом, избирают своего лидера и самостоятельно под его руководством и под свою ответственность с учетом интересов населения данной территории, решают проблемы местного масштаба, то есть сами решают проблемы мусора, чистой воды, полива земли, оказания помощи нуждающимся и т. д. В Казахстане местное самоуправление не действует, хотя закреплено в Конституции РК, в реальности работает только местное государственное управление. Например, в сельских округах есть органы местной государственной власти, в лице акима и аппарата акимата сельского округа, которые стараются решать местные проблемы, но во многих случаях без местного сообщества, отсюда и все проблемы.
Общины как местное самоуправление.
Общины, то есть местное сообщество на селе, коммунальные, уличные, квартальные, цеховые организации самоуправления исторически важны как очаги, где поддерживался «огонь» личной свободы, гласности, права выбора, участия в коллективном определении общих дел и т. д. По словам известных ученых Дональд С. Карлайла и Л. Левитина: «Именно в местном сообществе заключена сила свободы народов. Местные сообщества играют для установления демократии ту же роль, что и начальные школы для науки. Они открывают народу путь к свободе и учат его пользоваться этой свободой. Без местного самоуправления нация может и избрать парламент, сформировать свободное правительство, однако, истинного духа свободы она так и не приобретёт».
Махалля Узбекистана – это и есть местное сообщество
Махалля – это жилой квартал города, который обычно образовывал сообщество и самоуправляющуюся административную единицу жителей, имевших значительное влияние в Узбекистане.
Махалля, как и всякий живой организм, боролась за своё выживание и потому чутко реагировала на характер окружающей жизни. Имея глубокие корни в истории, организуя и направляя течение повседневной жизни народа, махалля породила стройную этическую систему, основанную на правилах взаимопомощи, гостеприимства и уважения к старшим, равенство всех членов общины. Во многих вопросах махалля задавала тон. Поэтому ни царской России, ни советской власти она оказалась не по зубам.
Махалля стоит на страже обычаев и традиции
Основной принцип жизни здесь – коллективность. Люди, проживающие на территории махалли, добровольно принимают ее правила и живут, вместе справляя праздники, деля горести и решая накопившиеся проблемы. В каждой махалле издавна существовали традиции организации похорон, свадеб, проведения различных праздников. Жители вместе заботились о чистоте внутри района, ухаживали за водоемами как основными источниками воды, использующейся для питья и полива. Слово «махалля» в широком смысле относится к району или местному сообществу. Продвигая её как «традиционный институт», узбекское правительство приняло махаллю как «фундаментальную ячейку» общества. Махалли были узаконены в 1993 году в соответствии с Законом об институтах самоуправления граждан, также известным как Закон о Махалли.
Махалля – и отец, и мать
Главная задача махалли – это организация местного самоуправления в отдельно взятом ауле или в отдельном квартале города. Для жителей махалли, комитет махалли во главе с его председателем являются и папа, и мама. Поскольку не решенные проблемы в семье, решаются в комитете махалли. Поэтому проблемы разводов мужа и жены, пьянства, бытового насилия и ряд других проблем семьи и человека, редко рассматриваются в госорганах Узбекистана. Комитет махалли, также совместно с населением решают проблемы всех жителей махалли по чистоте и порядку улиц и дворов, а также обеспечивают социальное обеспечение и правопорядок.
Махалля - это государство в одном квартале
Современные махалли не только состоят из частных домов, но в них объединяются и группы многоэтажек. Махалля помогает жить людям в мире и согласии вне зависимости от национальности и вероисповедания, играя немаловажную роль в организации их быта и культуры. В этом смысле махаллю можно сравнить с крошечным государством, где, конечно, есть и своя столица — чайхана. В чайхане каждый день собираются мужчины, это своеобразный джентльменский клуб. Здесь они обсуждают новости и внутреннюю жизнь квартала. Сегодня отдельные сборы проходят не только среди мужчин, но и женщин, а также из чайханы они успели перекочевать и в махаллинские рестораны и кафе. Что и говорить, современная жизнь диктует свои правила.
Об этом знает вся махалля
Особенность любой узбекской махалли в том, что все жители живут в ней не только в мире и согласии, проявляя заботу и уважение к старшим, но и помогают друг другу во всем, будь то свадьба, похороны или другие события. Здесь также всей общиной провожают в армию, радуются рождению ребенка в семье, следят за чистотой и порядком на улице, проводят Хашары (у нас Асар), участвуют при строительстве или ремонте дома. И не зря говорят, что если что-то произойдет в махалле, то об этом узнает вся махалля! Сегодня у махалли множество функций и обязанностей. Она призвана помогать малоимущим и престарелым, заботиться о быте и обустройстве своих жителей, выносить на обсуждение злободневные темы и вопросы, решать семейные и бытовые проблемы.
Новая история махалли
Новая история махалли началось после обретения Независимости Республикой Узбекистан 1 сентября 1991 года. Махалля получила официальный юридический статус, закрепленный в Конституции, стала органом местного самоуправления граждан и была наделена властными полномочиями, получила возможность решать социальные проблемы на местах. Был принят «Закон о местном самоуправлении» и «О выборах председателя (аксакала) схода граждан и его советников». Президентом Мирзиеевым был принят Указ «О мерах по дальнейшему совершенствованию института махалли» от 3 февраля 2017 года, который дал начало новому этапу в развитии деятельности данной системы.
Новая система поддержки махалли: полномочия председателя (раис) и его четырех сотрудников:
Согласно Указа Президента УР «О мерах по совершенствованию системы работы с семьями и женщинами, поддержки махалли и старшего поколения» от 01.03.2022 г. № УП-81.
Председатель махалли наделён новыми полномочиями. Он будет направлять деятельность помощника хокима в вопросах развития предпринимательства, обеспечения занятости населения. Также председатель махалли будет координировать работу инспектора по делам женщин и инспектора по делам молодёжи. Обе должности учреждены недавно, согласно вышеупомянутому документу. Ещё будет координировать деятельность инспектора по профилактике.
Махалля как специфическая форма такого местного сообщества сохранила, развила лучшие черты прямой, непосредственной демократии.
Родившаяся раньше европейских коммун, махалля имеет отличия от них и по своему расположению — на селе, например, она может объединять несколько кишлаков; и по социальному составу — здесь вместе живут богатые и бедные, чиновники и рабочие, учёные и малограмотные, люди самых различных вер, национальностей, занятий. Какая сила гуманности, традиций должна быть заложена в институте махали, чтобы объединить их всех во имя общего дела, блага, жизни сообща!
Махалля, в отличие от европейских местных сообществ, более связана с государством: власть рассматривает и утверждает кандидатуры аксакалов, видит в них своих представителей, проводников государственных интересов и т. д. (внимание для госслужащих!!!)
Махалля — это нижний, семейный, жилищно-бытовой этаж демократии, организатор микросферы человеческих отношений, посредник между личностью и государством. Махалля - это орган самоуправления граждан по месту жительства.
Многовековой опыт и современные тенденции махалли Узбекистана – это настоящий и бесценный опыт децентрализации для Казахстана.
Около 10 тысяч действующих в Узбекистана махалли успешно выполняют более 30 - социально и экономически значимых задач, ранее осуществлявшихся органами государственной власти на местах.
Государство придает особое внимание эффективному использованию возможностей махалли, повышению правовой культуры в обществе, усилению у граждан уважения к закону.
Махалля является реальным помощником народа, в «зеркало справедливости», место, где люди могут выразить свое мнение, изложить предложения и свои проблемы, что укрепляет доверие людей к государству.
Что можем сделать мы, исходя из опыта махалля Узбекистана?
В общих чертах, мы можем внести изменения и дополнение в Конституцию РК, принять Закон РК «О местном самоуправление», а также внести изменения и дополнения в другие законы страны, а также в подзаконные нормативные акты, регламентирующие деятельность органов местного самоуправления с учетом нижеследующих новшеств как:
- местное самоуправление должно иметь определенную территорию своего осуществления, исходя из семьи и численности населения. Например, определить на каждое местное самоуправление от 500 до 700 семей с численностью до 7 000 человек;
- упразднить должность акима и апарат акимата сельского округа и создать вместо них орган местного управления с его аппаратом;
-орган местного самоуправления назвать «Ошак», а его руководителя «Ауылнай», а в городах «Басшы»;
-в каждом ауле и в городах, орган местного самоуправления должен иметь свое собственное здание, под названием «Ошак»;
-каждый орган местного самоуправления, должен иметь свой собственный Общественный фонд для развития местного самоуправления. Но все это, должно быть детально разработан в законодательном порядке.
Послесловие
Данная презентация подготовлена с целью ознакомления не только с опытом Узбекистана, но и с тем, чтобы иметь представление о местном самоуправление. Поэтому здесь информация представлена как ознакомительная характеристика с институтом местного самоуправления в Узбекистане.
Исходя из которого предлагается внести изменения и дополнение в Конституцию РК и другие законы страны, регламентирующие деятельность местного самоуправления. Основная задача в том, чтобы не механический перенести опыт из Узбекистана, а осмыслить с учетом наших традиций и обычаев, а также менталитета казахского народа. И не ограничиваться только опытом Узбекистана, надо изучать и знакомиться с опытом других стран. И надо помнить о культе «Карго»!!!