Выборы акима, требуют подготовленного кандидата

Профессор филиала Академии

государственного управления при

Президенте РК по Алматинской области,

доктор юридических наук, профессор,

Молдабаев Саркытбек Сарсембаевич

 

 

Выборы акима, требуют подготовленного кандидата

 

Во втором полугодии текущего года будут назначены первые прямые выборы акимов сельского округа, поселка и села, не входящего в состав сельского округа. Для большинства граждан они являются единственной формой их реального участия в политике. Мы должны быть благодарны за то, что наконец-то имеем возможность делать свой выбор, что у нас не монархия, и мы способны влиять на какое-либо государственное решение. И данный выбор позволяет людям самостоятельно сделать свой выбор в пользу того или иного кандидата в акимы, которые будут представлять интересы и проблемы проголосовавших граждан. Это относится к более чем 800 акимам, чьи полномочия завершаются в 2021 году. Поэтому избиратели должны точно знать, кого они выбирают акимом, влияющих на повседневную жизнь граждан.

Вместе с тем возникает вопрос, а насколько кандидаты на должность акима подготовлены, чтобы завтра справиться с функциональными обязанностями акима сельского округа, поселка и села, не входящего в состав сельского округа. Если же не справятся, то это может плохо отразиться в будущем не только для избирателей, но и для самого будущего акима. Поскольку кандидаты на должность акима должны не только иметь представление, но и конкретно знать, в чем состоит современная   деятельность акима.  Более того, вновь избранные народом акимы не должны работать по «старинке», то есть как их предшественники, которые больше ориентируются на вышестоящих акимов, а не на избирателей. Между избранными маслихатами по представлению районного акима и избранными по прямому выборами населением акимами, огромная разница как в повседневной деятельности, так и в стратегическом плане.  

Поэтому вновь избранные акимы, еще будучи кандидатами на должность, помимо универсальных требований (возраст, образование, опыт и т. д.)  должны пройти некий тест на пригодность быть акимом и только после этого пройти специальную подготовку со сдачей экзамена, чтобы стать кандидатом на должность акима. Избиратели должны быть осведомлены о прохождении того или иного кандидата на пригодность быть акимом и знать результаты специальной подготовки и экзамена. Но, только в том случае, если кандидат в акимы, пожелает предоставить свои результаты прохождения тестирования и экзаменов своим избирателям. Зная со всех сторон кандидатов на должность акима, населению сельского округа будет легче выбрать достойных претендентов. Ведь эффективная работа акимата во многом определяется профессионализмом и компетентностью прежде всего самого акима, непосредственно отвечающего за весь сельский округ. Именно он руководит целевыми программами и принимает прямое участие в разработке различных аспектов в экономической, экологической и социальной сфере. В конечном итоге от акима, в большой степени зависит административный потенциал сельского округа, т. е. способность выдвигать ясные цели и устанавливать четкие приоритеты, а также добиваться их осуществления.

Поэтому, какими бы они не были партийцами, отличными государственными служащими, опытными руководителями или авторитетными производственниками, они до выборов должны пройти специальную подготовку на должность акимов.

В случае несоблюдения указанных процедур по выбору акимов, нам очень дорого обойдется прямые выборы акимов сельского округа, поселка и села, не входящего в состав сельского округа. Не только в материальном, но и в демократическом плане. Поскольку избранные народом не подготовленные акимы могут не оправдать ожидания избирателей и в случае претензий со стороны населения, официальные органы могут сослаться на то, что население сельского округа сами выбирали данного акима. И до выборов уже акимов района, может накопиться столько негативных фактов того, что можно будет заключить, что время для прямых выборов акимов для населения Казахстана еще не наступило и отложить на неопределенный срок.

Поэтому, мы видим острую необходимость в специальной подготовке кандидатов на должность акима сельского округа, поселка и села, не входящего в состав сельского округа до выборов. Специальная подготовка будущих акимов позволит оценить каждого из них и дать им рекомендацию. Кроме того, кандидаты на должность акима за период обучения полностью изучат основные направления деятельности акимата и ознакомятся с основными нормативно-правовыми документами, регламентирующие деятельность акима со сдачей экзамена. Поскольку у современного акима, неисчисляемые обязанности, многие из действующих даже перечислить не могут. Эти неимоверно огромные обязанности и полномочия акима настолько громоздкие, что заслуживают внимания книги рекордов Гиннесса.

Еще в 2001 году, когда был принят Закон «О местном государственном управлении в Республике Казахстан», акимы областей, городов Астана и Алматы имели 12 установленных полномочий, а подчиненные им акиматы – 22. То в настоящее же время эти показатели составляют 18 и 79 соответственно. Причем это касается только рассматриваемого закона, а если взять другие законодательные и подзаконные акты, то, скорее всего, общее количество полномочий акимов сельских, поселковых и аульных округов гораздо больше.

Результаты нашего исследования показывают, что каждый второй сельский аким в Казахстане покидает свой пост до истечения четырехлетнего срока полномочий. Так, с августа 2013 по август 2017 года по различным причинам досрочно прекращены полномочия 48,2% избранных акимов. Сам по себе тот факт, что сельские акимы не доработали отведенные им сроки, вряд ли можно считать чем-то из ряда вон выходящим. Но не считаться с теми последствиями, которые из этого вытекают, увы, нельзя.  Они заключаются, прежде всего, в том, что лишившиеся должностей акимы не доводят начатую работу до конца, а пришедшие на их места новички не всегда считают нужным продолжить инициативы предшественников.

В итоге рвется и без того тонкая нить преемственности власти на местах, что негативно влияет на уровень доверия к ней со стороны населения. При этом, их часто привлекают к уголовной ответственности, только с начала 2018 года за взяточничество к ответственности привлекались 31 акимов и заместителей акимов различного уровня (областного - 1, городского - 4, районного - 5, сельского - 21). Осуждены - 12[1].

Возникает вопрос, а кого же предлагали наши районные акимы и за кого отдали свои голоса наши районные депутаты? Так на последних выборах акимов (2017 г.), в Алматинской области в период с 5 по 11 августа 2017 года были проведены выборы акимов 2-х городов районного значения, 127-и сельских округов 18-ти районов и городов области (кроме г. Талдыкорган). В 126-ти административных единицах выборы были назначены в связи с окончанием срока полномочий акимов, в 3-х -в связи с образовавшимися вакансиями. Всего было выдвинуто 388 кандидатов, зарегистрировано - 386, по различным причинам сняты 7 кандидатур, в выборах приняли участие 379 кандидатов.

Из 129-ти избранных акимов 6 женщин (4,6%), казахи – 120 или 93%, средний возраст составил 48 лет. Все с высшим образованием, из них преподавателей - 34, специалистов сельского хозяйства – 28, инженеров – 25, экономистов – 20, юристов – 18.

Из 129-ти избранных 101- действующие акимы округов или 78,3%, 16 – работники аппаратов акимов и маслихатов, 10  - коммерческих структур, государственных предприятий и учреждений, а 128 акимов являются членами партии «Нур Отан» (99,2%)[2].

Как показывают наши исследования, основная масса избранных акимов до вступления на должность главы сельского округа не имели конкретного представления о деятельности акимата. Вступив на должность акима в течение продолжительного времени никак не могли сориентироваться в многочисленных функциях акима. Сегодня каждый аким проходя курсы повышения квалификации, в ходе анкетирования, отмечают о необходимости повышения своего уровня знаний. Также было выяснено о большой потребности в специализированной подготовке не только действующих, но и будущих акимов сельского округа, поселка и села, не входящего в состав сельского округа.

В заключение следует отметить, что на сегодня ни один ВУЗ Казахстана не готовит будущих акимов и нет специализированных курсов, где бы действующие акимы подтверждали бы свои полномочия. Есть только одна Академия государственного управления при Президенте РК, которая занимается подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации как с будущими, так и с действующими акимами различных уровней.

На мой взгляд этого недостаточно, на формирование нового типа акима, избранного народом должны принимать участие не только государственные органы, но и весь Казахстан. Мы должны понять, что это большой шанс для всего населения страны, где новая фигура акима в будущем может сыграть огромную роль в укреплении диалога между государством и гражданами, а также воплощении концепции «слышащего государства».

Ведь будущий избранный народом аким сельского округа, поселка и села, не входящего в состав сельского округа – это основная политическая фигура, от которой будет зависит дальнейшая демократизация нашего общества. Избранный народом аким, прежде всего должен работать с населением, поэтому его полномочия должны быть пересмотрены, где основной акцент должен быть направлен на взаимодействие с избирателями. Избранный народом аким, свою ежедневную работу должен строить только с участием населения и с населением. Поэтому в прямых выборах акима сельского округа, поселка и села, не входящего в состав сельского округа, должны активно принять участие все граждане Казахстана. И прежде всего патриотично настроенные, глубоко образованные и самое главное любящие свой народ должны стать кандидатами на должность акима.

Для этого, необходимо подготовить научно-обоснованную программу дополнительного профессионального образования как «Школа подготовки акима и его команды». Основная задача формировать акимов и его команду, обладающих определенным комплексом ключевых компетенций и способных к анализу, организации и планированию в области государственного и местного самоуправления, но также активно и эффективно совершенствовать все элементы системы государственной службы Республики Казахстан, создавать условия для устойчивого развития ауыла в интересах своих граждан. В «Школе подготовки акима и его команды» должны быть предусмотрены требования по развитию знаний, умений и навыков по следующим компетенциям акимов и его команды: умение анализировать политическую, экономическую, социальную ситуацию; ясность изложения своих мыслей; вовлечение общественности, актуализация своих способностей к самообразованию; конструктивное взаимодействие в потенциально конфликтных ситуациях; работа в условиях внешнего и внутреннего нормирования и др.

 


[1] Zakon.kz

[2] «Источник: официальный сайт акимата Алматинской области http://www.zhetysu.gov.kz»